Общественная ценность антиквариата


Общественная ценность антиквариата


Судя по многочисленным антикварным магазинам,
старые вещи – картины, мебель, посуда, истертые монеты, подписанные и уже
нашедшие своего адресата открытки, китайские вазы и старые куклы – обладают
какой-то специфической ценностью в обществе, подчиненном "императиву
потребления" новых вещей1. Возможно, в антикварных магазинах продаются не просто
вещи, а время, история, статусы, что-то еще?
Источники ценности
Прежде всего, нужно уточнить само понятие ценности и определить ее источник.
Классическая и неоклассическая политэкономия представляли ценность
субстанционально, то есть аналогично тому, как физика описывает тепло или
энергию, которые перемещаются из одного тела в другое, но при этом сохраняются
как целое в мире. Ценность виделась своего рода субстанцией, воплощенной в
товар: зерном для физиократов, "акциями" для А. Смита, "трудом" для Д. Рикардо
[2]. К. Маркс выделял ценностную субстанцию – человеческий труд, количество
которого, затраченное на производство той или иной вещи, и приводит к появлению
ценности (exchange value)2. Благодаря инкорпорированности труда в товары
возможно сравнение между собой вещей, не имеющих, на первый взгляд, ничего
общего. Например, "данное количество пшеницы приравнивается к известному
количеству железа" [3, с. 45], так как на их производство было потрачено равное
количество труда.
Субстанциональное понимание ценности мало подходит для решения поставленной
задачи. В антикварных вещах не воплощен человеческий труд в том смысле, о
котором писал Маркс. Эквивалент затрат труда мог бы составить их ценность только
при первой продаже в прошлом. Если бы стоимость антикварных вещей падала при
повторной продаже, она могла бы быть определена примерно так же, как в
комиссионных магазинах: первоначальная стоимость товара минус процент износа.
Однако стоимость антиквариата скорее увеличивается со временем, чем уменьшается.
Даже советские государственные антикварные магазины, хотя и были организованы на
комиссионных принципах, не подчинялись общим правилам комиссионной торговли, не
исчисляли процент износа, а использовали иные критерии.
Субстанциональному подходу противостоит конструктивистский. Г. Зиммель, в
частности, полагал, что ценность является не непосредственным качеством
предмета, "как цвет или температура" [4, с. 63], а суждением субъекта об
объекте. Это суждение представлено как желание обладания объектом. Будучи
изначально субъективным, оно объективируется в процессе обмена, в результате
множества соглашений относительно жертвы и прибыли обменивающихся сторон. В
итоге в сообществе вырабатываются общепринятые пропорции обмена. Деньги
окончательно объективируют ценность и облекают ее в количественную форму. Цена
становится своего рода "линейкой", которая, кажется, измеряет нечто присущее
самим вещам, но на деле – пропорции обмена. Такой взгляд на природу ценности
представляется более продуктивным, так как он делает акцент на социальных
группах, причастных к антиквариату, и их отдельных представителях.
Маркс выделяет еще один существенный компонент ценности – полезность или
потребительную стоимость (use value). Это значит, что ценность любого товара
состоит в удовлетворении человеческих потребностей. С точки зрения Маркса, эта
стоимость не представляет интереса для экономиста. Она есть просто условие
возникновения меновой ценности как воплощенного труда. На этом Маркс
останавливается в объяснении сути потребительной стоимости, делая уточнение в
одной из ссылок, что в тех случаях, когда потребности не являются
физиологическими, они являются "аппетитом духа" и столь же "естественны, как
голод для желудка"3. Очевидно, антикварные вещи обладают специфической
потребительной стоимостью, удовлетворяют определенным потребностям, или
"аппетитам духа". Чтобы объяснить причины ценности антикварных вещей, мы должны,
во-первых, вычленить группы, которые ее создают, а во-вторых, потребности
(групповые или индивидуальные, характерные для группы), которым удовлетворяют
антикварные вещи, функции, которые они выполняют и которые наделяют их
специфической потребительной стоимостью.
Что такое "антиквариат"
В словарях русского языка (толковых и энциклопедических) слова с корнем "антик"
имеют две смысловых коннотации4. Первая из них связана с античностью,
древнегреческой культурой. Она относится к проблеме происхождения слова и
остается за пределами нашего анализа. Вторая связана с современными значениями и
поэтому более интересна: антиквариат – старые, редкие художественные
произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и
собирательства [5]. Другой текст, кодифицирующий слово "антиквариат" –
президентский указ "О реализации предметов антиквариата и создании специально
уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных
ценностей", – трактует его следующим образом: "… Под предметами антиквариата
понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад".
Далее в указе следует список "категорий предметов", которые относятся к
антикварным. В него входят "исторические ценности, в том числе связанные с
историческими событиями в жизни народов"; "предметы и их фрагменты, полученные в
результате археологических раскопок"; "художественные ценности, в том числе
картины и рисунки целиком ручной работы …; художественно оформленные предметы
культового назначения ...; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные
печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе
изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из
стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов …", а также
"составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных
памятников …; редкие рукописи и документальные памятники …; архивы, включая
фоно- и фотоархивы и другие архивные материалы; уникальные и редкие музыкальные
инструменты; старинные монеты, ордена, медали, печати" [6].
Дефиниции антиквариата, данные экспертами: антикварными торговцами, оценщиками,
коллекционерами – также могут использоваться для выработки определения. В их
суждениях относительно того, что можно считать антиквариатом, встречаются
следующие категории: старости – "вещи, выпущенные до революции"; редкости,
(уникальности) – "до наших времен дошел один"; несерийности, связанности с
исторической эпохой или с историческими событиями – "он представляет эпоху", или
с историческими, известными лицами – "вещи Цоя – это уже антиквариат";
невозможностью воспроизводства "автор умер или владелец умер, завод, фабрика
закрылись или перестали выпускать такие предметы; художественной ценности –
"должна быть в антикварных вещах какая-то художественная ценность"; зависимости
от спроса – "мы принимаем, все, что берут"5.
Все эти категории являются взаимосвязанными, пересекаются между собой. К
антикварным будут относиться и просто старые вещи, производство которых сегодня
невозможно, и художественные произведения, и исторические памятники (или
предметы, бывшие во владении известной исторической личности), не имеющие
художественной ценности. Чтобы определить область пересечения понятий, выделим
центральную категорию. Таковой может быть категория старости. Она выделяется и
как наиболее часто встречающаяся, и как основная в определениях и кодификациях.
Определения старости могут быть разными. В одних случаях на первый план
выдвигается фактор времени, в других – принадлежность к историческим событиям,
эпохам, людям, в третьих – невозможность воспроизводства. Вещь становится старой
благодаря времени и старой благодаря истории. "Историчность" делает антикварными
вещи, даже произведенные совсем недавно, как, например, платье леди Дианы.
Физическое время также "антикваризует" предметы: новый автомобиль как товар
теряет свою ценность или цену, однако со временем автомобили 30-х годов
переходят в категорию антикварных и ценность их возрастает с каждым годом.
В определении антиквариата также необходимо учесть категории, связанные с
редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизводства. Антикварная
уникальность создается временем физическим и временем историческим (благодаря
историческим событиям, людям, мастерам, школам). Редкость также связана с
художественной ценностью. Произведение искусства – это то, что всегда уникально
и неповторимо; художественная ценность есть объективная характеристика, которая
позволяет вещи "отправиться в путешествие по времени". Таким образом, под
антикварными мы будем понимать редкие вещи, которые являются таковыми благодаря
времени (физическому или историческому), прошедшему с момента их производства,
или художественной ценности и которые являются объектом коллекционирования и
торговли.
Условия антиквариазации
Выделенные "объективные" характеристики редкости, старости, художественности,
товарности и коллекционности актуализируются при определенных условиях.
Используя терминологию Копытова, можно говорить о том, что антикварными
становятся вещи, имеющие специфическую биографию6. Попробуем проследить, как
строится биография антикварных вещей. Первый контекст их использования может
быть назван утилитарным. Все эти предметы непосредственно "вписываются" в эпоху.
Они составляют "стилистическое единство" времени (как мебель, произведения
искусства или бытовые предметы), говоря словами Зиммеля, "они тождественны
времени" [4, p. 563]. Это означает, что в утилитарном контексте вещи
соответствуют эстетическим воззрениям времени, если мы имеем дело с
произведениями искусства; представлениям о комфорте, если это мебель или другие
бытовые предметы; являются "последним достижением техники", как радиоприемник,
автомобиль или бинокль. Различные культовые предметы, как, например, иконы,
используются по назначению. Если вещь антикварная благодаря "истории", то она
изначально используется "историческим лицом" или представителями определенной
эпохи, как, например, оружие в сражениях.
Антикваризация связана с тем, что происходит трансформация потребительной
стоимости: вещи утрачивают утилитарный контекст использования. Заканчивается
эпоха, появляются новые художественные течения, проходит мода на мебель или
одежду, умирает их знаменитый владелец или автор, появляются новые достижения
технического прогресса. Иначе говоря, нарушается стилистическое единство.
Поэтому между двумя этапами может быть своего рода "провал" ценности или период
девальвации, когда старые вещи превращаются в немодные, нефункциональные,
некрасивые и т.п. Чтобы они вновь обрели ценность, должны появиться группы,
заинтересованные в том, чтобы использовать их по-новому. В новом употреблении
этих же предметов исчезает утилитарная функция (или она становится
второстепенной), и на первый план выступает функция демонстрационная,
символическая, функция создания истории, поддержания памяти и т.п. Эти вещи
могут стать символами высокого социального положения и заимствоваться новыми
элитами, использоваться для создания личной истории, новой идентичности. Они
также могут превратиться в предметы коллекционирования, как старые замки или
флаконы для духов. С появлением спроса вещи попадают на вторичный рынок,
становятся объектом торговли. Появляются дилеры, торговцы, которые строят свой
бизнес на разнице оценок, связанных с разными видениями этих вещей в разных
социальных группах: в одних как "бесполезный хлам", в других как определенное
символическое благо.
Советский антикварный рынок
Интересно проследить, как в истории советского общества происходят трансформации
потребительной стоимости вещей и их перемещения от одних социальных групп к
другим. В качестве объекта исследования был взят антикварный рынок
Санкт-Петербурга, на котором действуют различные группы агентов, создающие спрос
и предложение. Начало исследовательской ретроспективы отнесено к 50-60-м годам
XX в., так как именно к этому времени эксперты относят возникновение
антикварного рынка в Советском Союзе7.
Эстетика "оттепели". Появление антикварного рынка связывается с реформами Н.С.
Хрущева, "хрущевской оттепелью". "Оттепель" выразилась, в частности, в отрицании
старых и введении новых эстетических канонов и, соответственно, в новой
организации повседневной жизни и быта советских граждан [9]. В это время
появляется идеологическое движение за "новый быт", цель которого – реорганизация
быта большинства людей в соответствии со стандартами, соответствующими
коммунистическому обустройству жизни: светом, чистотой, экономичностью
использования пространства [10]. Одним из важных событий в культурной жизни того
времени был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в
1957 г. Вместе с его иностранными участниками в Советский Союз попадает и
информация о западной культуре, о новой западной эстетике, о западном образе
жизни. А вместе с появлением импортных товаров и культурной продукции с Запада
приходит новая массовая мода в одежде, интерьере, жизненном стиле. Эта мода,
основанная на принципах минималистской эстетики (простых, чистых формах: круг,
квадрат, треугольник и т.п.) вписывается в общий настрой прогресса, стремления к
новому быту и борьбы с мещанством. Оказалось, что старые вещи: посуда, мебель и
прочие предметы, составляющие повседневную обстановку многих граждан, – больше
не просто не модны, но даже в некоторых случаях предосудительны как нечто чуждое
советскому строю и советскому быту. В результате вещи прошедшей эпохи в
обыденном сознании не просто теряют свою эстетическую ценность, но
девальвируются до того, что их ценность становится как бы со знаком "минус". Они
попадают на свалки как старый ненужный хлам. Старинные громоздкие комоды,
секретеры, диваны и картины заменяются новой модной мебелью – болгарскими и
польскими мебельными гарнитурами. Советская мебельная промышленность также
начинает выпуск новых образцов, более доступных для большинства.
Вопрос: Почему люди покупали новую мебель?
Ответ: Время тогда такое было. Модно было все так, чтоб ничего лишнего. Видели
наверно в фильмах 60-х годов. Столик на трех ножках, бокал на тонкой высокой
ножке, занавески в полосочку. Простые законченные формы. Вот и обставляли себе
квартиры новой мебелью, а старую выбрасывали. На дачах печи топили бесценными
вещами, сейчас аналогичные им в нашем музее стоят. А умные люди как раз в это
время и делали коллекции.



Hosted by uCoz